Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5

"Золотой ключик"

Инновационная деятельность

Азбука семейных секретов

Педагогам

Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней - чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Ещё Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Речь, как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. 
Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по- своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство. 
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
И  на протяжении всей  работы с детьми можно в игровой форме развивала речь через знакомство с красотой природы.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребенок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. При ознакомлении с природой  формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ребёнку увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, многие в процессе наблюдений. Это дает возможность развивать у воспитанников логическое мышление.
В своей работе можно использовать формы и методы,  развития речи:

  • наблюдение и труд в природе;
  • экскурсии;
  • занятия познавательно речевого цикла;
  • чтение художественной литературы;
  • знакомство с пейзажной живописью;
  • беседы, рассказы детей;
  • загадки о природе;
  • речевые игры и упражнения;
  • народные приметы пословицы и поговорки.

 Можно организовать свою работу с детьми через такие виды деятельности как: 

  • конкурсы;
  • КВН, викторины;
  • экологические акции;
  • зелёный патруль;
  • клуб исследователей  природы;
  • лаборатория юного эколога;
  • ведение календаря природы;
  • экологические игры.

Игра – самый простой и доступный элемент воспитательной работы для ребенка, который снимает определенную тревожность, связанную с обучением и оценкой.
Я хочу вам предложить несколько упражнений-игр:
1. «Если бы...» 
Предложите  детям пофантазировать на такие темы, как: 

  • "Если бы я был волшебником, то ..." 
  • "Если бы я стал невидимым ..." 
  • "Если весна не наступит никогда ..."

2. «Где что можно делать» 
Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе), ловить рыбу.)
3. «Кто кем (чем) будет?» 

  • цыпленок - петухом; 
  • мальчик - мужчиной; 
  • теленок - коровой или быком
  • бумага - книгой
  • снег - водой 
  • вода – льдом и т. д.

4. «Живое - неживое» 
Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный". 
Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров. 
Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками. 

  • Что растет? Кто растет? 
  • Кто летает? Что летает? 
  • Кто плавает? Что плавает? 
  • Кто самый большой? Что самое большое?

5. «Новые слова» 
- у лисы длинный хвост - как одним словам сказать - длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги – длинноногий.
6. «Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:

  • Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
  • Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
  • Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит)

Юрьева О.А.,
воспитатель высшей квалификационной категории
 

Версия для слабовидящих

Противодействие коррупции

Сетевичок.рф